Ольга Пескова. "Московская правда". 05.05.1993

Андрей Мисин: Мюзикл для одного человека

Как-то спросила я в музыкальном магазине, есть ли в продаже пластинки Андрея Мисина.
- Нет, - ответила продавщица.
- А бывает?
- Бывают, только не в "эстраде", а в отделе классической музыки...

Рассказ, об атом полуанекдотическом случав позабавил Андрея: "При жизни попасть в классики?! Здорово...". Может, это не эстрада, но это и не "classik". И не рок, не поп, не джаз... Может, это как раз то, что зовется музыкой? И не стоит пытаться загнать ее в прокрустово ложа каких-то музыкальных форм и стилей, чтобы понять феномен композитора и исполнителя Андрея Мнения...

- Начнем с того, что я не считаю себя певцом. Прежде всего я - композитор. А исполнителем стал лишь потому, что наиболее полно доносить до слушателя свою музыку удается пока, видимо, только мне.

У нас нет певцов, которые профессионально работают в рамках одного всемирного направления -"просто красивой музыки". Свою песню "Лей, вода" я мог бы отдать, например, Уитни Хьюстон. Но она далеко... Я мог бы отдать ее Ларисе Долиной, но сейчас она - певица других образов. В ее программе эта песня будет лишней... И хотя, этой музыкальной теме - лет десять, а стихи появились года три назад, исполнять ее все равно пришлось самому...

Я привязан к своим песням, а они стали неотделимы от меня. И я не могу сойти с этого пути, хотя чувствую, что недоиспользовано три четверти тоге, что заложено во мне. Я хотел бы сочинять авангардную музыку, заниматься экспериментами по кинокомпозициям. Но я словно воздвиг себе памятник. И не могу раскрыться, потому что стал рабом собственного имиджа - этакого русского музыканта.

- А представьте себе, что вас никто не видел на сцене и вы можете начать с нуля...

- Наверное это был бы идеальный вариант. Я начал бы отдавать другим свои песни. Только кому? Мне бы пришлось, как минимум, упростить аранжировки.

Характерный пример - песня "Свеча и меч". В фортепьянном варианте с красивыми клавишными пассажами ее воспринимали все. Но стоило сделать запись по западным стандартам - акустические гитары, современная аранжировка, - и здесь уже не поняли. Там, за океаном, приняли, а здесь - нет. Да, я мог бы упростить свою музыку, но тогда это буду уже не я...

- Я и сейчас сомневаюсь. В голове десять аранжировок для новой песни "Облака" - то музыка эпохи барокко, то шансон... Но как подать ее первый раз, чтобы наиболее точно выразить смысл этой песни? Не знаю...

Мне бы отрешиться от образа этакого былинного певца, неожиданно интригующего звуками и гармониями, и делать произведение не на исполнителя, а выражать идею песен в "чистом" виде.

- Может быть, действительно вам стоит написать несколько тем в этом простом, "чистом" виде, чтобы любому исполнителю и было всем ясно и доступно?

- Тогда я буду просто композитором. А это, наверное, скучно. И потом, извините за откровенность, это не принесет мне денег.

Я могу освободить свои песни от "русскости", убрать аранжировки. Из одних получатся шотландские песни, из других - сицилийские, еврейские, французские. В этом мало кто признается. Одни говорят; "Да, это мой стиль! Только мой". А я не претендую на исключительность новаторство. Мы все сотканы из того, что было создано до нас. Надо только уметь чувствовать все это.

Сейчас я не хочу делить музыку на джаз или рок, на русскую и нерусскую. Я мог и хочу думать шире. Но, видимо, имидж русского музыканта меня уже несколько сковывает...

- А что бы вы ответили на вопрос о том, что о России поют трое: Малинин, Тальков и Мисин?

- Ответ короток. У нас у всех разные России; Малинин пел о белогвардейской России, Тальков - о коммунистической. В этом какая-то сиюминутность. Петь о России - не значит выбирать из нее мелкие периоды, тосковать о поручиках, "корнетах, есаулах или материть на чем свет стоит политиков, "вандалов", которым она "отдана на растерзание". Тема России настолько глубока, что словами о ней не скажешь. Здесь лучше аллегорически-повествовательный язык, окрашенный неконкретностью исторического изложения. Я не словами говорю о России, я говорю о ней с помощью прекрасных поэтов Сергея Патрушева, Иманта Зиедониса, Станислава Повеликина и других звуками, настроениями. Именно поэтому за рубежом принимали мои песни без перевода. Видимо, переводчиком служила моя музыка.

- Ваш жанр кто-то называет психоделической музыкой, кто-то - медитативной.

- В основе термина "psychodelic" - действующий на психику. Но тогда любая музыка в той или иной степени психоделическая. Вспомните арпеджио "Лунной сонаты", которые просто воздействуют на подсознание. А медитативная - это ровная музыка. Чем меньше варьируется фактура, тем лучше для медитации. У меня же - разнообразный музыкальный материал.

- Тогда что же у вас за стиль?

- Не знаю. Многие задавали этот вопрос... Я был в Америке, показывал свою музыку. Предлагал сделать музыкальный спектакль, основанный на моих русских мелодиях.

- Выходит, что ваш стиль - мюзикл для одного человека?

- На сегодняшний день, видимо, да...