![]() |
Одинокий архипелаг совершенной гармонии в мире, лишенном благозвучий. Музыкант с мировой известностью, имя которого не встретишь ни в одном отечественном хит-параде, проще увидеть на фестивалях в Америке рядом с такими именами, как Ринго Старр и Тина Тернер. На родине ему не вручаются премии "Овация" и дипломы Песни Года. Парадокс? Феномен...
Почему? - может, спросишь ты, мой читатель. Ведь ты честно просматриваешь по утрам в метро прессу, смотришь "Музобоз" по пятницам, так доверчив ко всему, чем пичкают тебя "средства массовой дезинформации". Может, так проще? Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд... Но я знаю, ты иногда мечтаешь открыть неизведанный остров.
Только этот остров уже открыт и нанесен на карту. Андрей Мисин нашел свое место в мире Музыки. Лишь остался обособленным, во многом непостижимым композитором.
Так ли, Андрей?
Андрей: - Это сложный вопрос. Недавно в Каннах Владимир Матецкий сказал мне: "Ты обречен вечно быть один". Не то, что в жизни я одинок. У меня много друзей. Я один в искусстве, в том жанре, в котором я работаю. Нет ни предшественников, ни последователей, ни единомышленников...
- Вы не можете примкнуть ни к одному четко определенному жанру при столь богатом выборе поп, рок, джаз, блюз, new wave?..
- Просто не хочу. И это не попытка оригинальничать, делать все для того, чтобы отличаться от других музыкантов. Я только стараюсь правдиво и четко отображать ту информацию, те музыкальные идеи, что приходят в мою голову неизвестно из каких сфер... А популярность? Наверно, каждому своё...
- Получается такая ситуация: в музыкальной тусовке среди профессионалов у вас устойчивый авторитет как композитора экстракласса. А в широких народных массах остаетесь, я не хотела сказать "непопулярным" - эта категория не ваше уровня, а, скорее, "неизведанной землей".
- Наверно, я ленив, как все рожденные под знаком "Рыб". У меня огромное количество музыкального материала. Я бы мог проявить активность, раздать песни, "светиться" в телеэфире рекламировать свой товар... И тут я попадаю в ловушку, которую сам же и расставил. Моя музыка непривычна, аранжировки сложны. Очень мало певцов того уровня, что могли бы исполнять ее.
Первый раз я отдал Валерию Леонтьеву песню "Старик"... Когда я исполнял ее сам - зал прекрасно принимал. Просто это была не его песня. Он попытался сыграть некую роль, а надо было быть беспристрастным... Потом был эксперимент с Лаймой. Она попыталась исполнить песню, которую сейчас поет Ольга Кормухина, "Зачем я тут?". И тоже не получилось. Эта песня - не ее.
- Я была на премьере песни к "России". Помню, Ольга очень боялась, что ее не примут. Это был новый имидж, совершенно другой план. Сначала мне показалось, что зал молчит. И вдруг он взорвался аплодисментами.
- Это тоже был эксперимент. Мы долго работали. Я просил Ольгу - только не нужен такой драматизм, не надо "давать Станиславского". Потом она согласилась - песня это песня, а театр есть театр...
Наверно, для меня лучшей формой существования как композитора было бы написать песню, сделать ее предварительный эскиз, отдать и забыть. Потом когда-нибудь услышать, словно чужое. Иначе я все время сомневаюсь, пытаюсь изменить аранжировки. Из одной песни делаю и рок-композицию, и шансон, могу придать восточный колорит. А потому я с трудом могу расстаться со своим детищем, отдавая другим исполнителям. И никогда не знаю, окончен ли поиск.
Единственное, куда бы я мог отдать свою музыку, - это какой-нибудь театр, который поставил бы на нее музыкальный спектакль и где на каждую мелодию нашелся бы свой оригинальный исполнитель.
- А когда-то вы мечтали о спектакле для одного. Помнится, год назад я даже написала статью "Мюзикл для одного человека".
- Я - это действительно "Мюзикл для одного человека". Вслед за первым СD "Азъ Есмь" мой второй альбом "Свобода" - это 12 песен, написанных в разных жанрах. Но я, увы, не король вокала.
- Однако вас лучше знают как певца-былинника, композитора русской темы. И все же вы сами сказали, что вас гнетут "тяжкие оковы" имиджа русского музыканта.
- Оковы были не в творчестве, а в стереотипе восприятия. Я третий год работаю летом в Америке на разных фестивалях с серьезными, профессиональными исполнителями, Для них я - русский музыкант. Но там мы, на равных и говорим на одном языке.
- Может, просто в программу концертов поп-певцов не вписываетесь с музыкой, которая не дает вожделенного отдыха, а заставляет думать?
- Скорее, наоборот. Они так далеки от того, что я делаю, что мне просто не интересно. А впрочем, я привык к тому, что кто-то будет кричать "браво!", а кто-то - менее лестные словосочетания...
Когда я первый раз исполнил песню "Свобода" под рояль, одна часть зала свистела и готова была меня убить, а другая аплодировала, она не восприняла в свой адрес рефрен: "Страшно слышать слово "Человек" уху волосатому скотины..." Я не подразумевал кого-то конкретно. Человечество должно преодолеть эту "волосатую скотинистость", чтобы оторваться от земли, хоть чуть-чуть приподняться, чтобы понять ощущение божественности создания Человека...
Андрей Мисин один из немногих композиторов, для которых тесно понятие Жанр, для которых не существует рамок одного стиля. Его музыка рождается из высших сфер и из шума толпы...
- Это самое лучшее одиночество - находиться в толпе и оставаться одному. Питаться этой энергией, этим неустанным хаотическим движением. Для художника это. не страшно - одиночество в толпе. Мысль начинает одиночное скольжение, и тогда рождаются какие-то идеи. Или бывает по-другому: встанешь в шесть утра со свежей головой - сядешь за пианино. Ты не обременен ничем. Ловишь информацию только из Космоса, и руки автоматически повторяют ее.
- А кому-то Космос посылает популярно-шлягерные мелодии.
- А чаще всего получается как в старом анекдоте: " Вы кто? - Я композитор. - А в каком жанре вы работаете? - В жанре плагиата..."
Кто-то ворует и модернизирует шлягфразы. Кто-то повторяет уже написанное, просто не зная, что это уже было.
- А найти что-то новое?
- Сегодня это уже невозможно. А если что-то и придумал, то это будет новым только для тебя. Зайдешь в какой-нибудь американский музыкальный магазин - выходишь помятый: столько мелодий, столько музыкальных идей...
А мы живем в той нише, в которую информация доходит с трудом, так как радио и телевидение стараются идти в ногу с нашим шоу-бизнесом. Получается, как в басне "За что кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку." Такой своеобразный протекционизм отечественной музпродукции.
И наверно, прав Юра Чернавский, который, приехав погостить из Штатов, сказал: "Жить надо там, где энергия носится в воздухе и рождает новые идеи".
- А как же духовные бездны Руси?
- С точки зрения морального духа здесь потенция больше, а с точки зрения профессионализма звучания, исполнения - там.
- Вы уедете?
- Иногда возникает потребность сбросить бремя одного музыкального груза и заняться накоплением другого.
- Недавно вы отметили юбилей. К какому итогу подошли к своему 40-летию?
- Какой итог?.. Я в таком же разброде, как и пять лет назад, когда только вышел на сцену как исполнитель. Я не могу быть цельным. На примере нового альбома я понял, что могу использовать десятки различных стилей, работать в любом ключе. И не могу остановиться на чем-то одном.
Но не в этом суть... Я пишу, значит существую. Азъ Есмь.