Индира Беркимбаева. Комсомольская правда - Казахстан. 18 июня 2005

Евгений Борисов: Мы снова решили отдать души музыке...


Сегодня в нашей «Беседке» известный музыкант, фронтмен и бас-гитарист группы «Кураж» Евгений Борисов вспомнит, как все начиналось в далекие 70-е, как получилось так, что музыку пришлось забросить, и как спустя 15 лет начать все заново.

- Расскажите, как в вас проснулась любовь к музыке?

   - Все началось в начале 70-х. Тогда во всех дворах в центре Алма-Аты собирались компании и дружно орали песни под гитары. И мне показали несколько аккордов, после чего я как по маслу начал бренчать. Позднее попал на репетицию кружка самодеятельности в КазНИИ «СредАззернопроект». И как сейчас помню, меня поразила аппаратура - она была просто фантастической. Это были «BIG» и «Regent». Я был потрясен. Этой самодеятельностью руководили Виктор Филиппов - гитарист и Лев Савченков - тромбонист оркестра Гостелерадио. Там пели и играли талантливые ребята, в том числе и Юрий Лоза, по совместительству работавший электриком. Прослушав, меня взяли петь и играть на бас-гитаре. Вот тогда и началось настоящее постижение азов оркестровой музыки - благо, что у меня был опыт игры на баяне. И мы стали ездить на торжественные мероприятия.

- Наверное, много гастролировали…
 

  - Да, было дело. Мы ездили на различные «халтуры» и зарабатывали неплохие по тем временам деньги. А в 1976 году целая когорта талантливых музыкантов, таких как Андрей Мисин, Николай и Владимир Миклошичи, Леонид Лещенко, я и многие другие поступила в Музыкальное училище имени Чайковского. Все мы стали усердно учиться, и уже было не до гастролей. Мы дружим по сей день. Параллельно с учебой в том же году Андрей Мисин основал рок-группу «R.H.N». В состав команды вошли братья Николай и Владимир Миклошичи и Вилли Франк. Группа пользовалась огромной популярностью у молодежи.

   А меня и Юрия Лозу в 1977 году пригласил в группу «Спектр» по тем временам очень продвинутый певец и композитор Виктор Назаров (ныне покойный). Виктор окончил иняз и у нас на концертах, несмотря на все запреты, песни звучали на английском языке. В основном это были композиции собственного сочинения. Уже в те годы Юра Лоза написал много хороших песен, некоторые стали хитами, и любимы по сей день. С этой программой мы объездили почти все области Казахстана, передвигались на «Фурцевских коробочках», жили в гостиницах барачного типа. В одной из таких поездок мы пересеклись с группой «Интеграл» из Усть-Каменогорска, которой руководил ныне известный Бари Алибасов. Он предложил нам с Лозой поработать в «Интеграле», но я отказался, поскольку нужно было сдавать экзамены в Алма-Ате, а вот для Лозы это стало своего рода трамплином.

- Вы не жалели о том, что отказались тогда от столь заманчивого предложения?

   - Нет!

- А чем для вас стали 80-е годы?

   - 70-80-е были временем расцвета алма-атинской поп и рок-музыки. Именно в это время появились настоящие звезды, с которыми мне посчастливилось общаться, дружить и сотрудничать. Это - Байгали Серкебаев, Булат Сыздыков, Андрей Мисин, Батырхан Шукенов, Сагнай Абдуллин, Сергей Алмазов, Евгений Журкин, Тахир Ибрагимов, братья Миклошичи, Саша и Леша Аблаевы, Халил и Рифкат Даукаевы, Наджип Вильданов, Нурлан Шарипов и многие другие. В 1979 году нас с Николаем Миклошичем пригласили работать на Иссык-Куль. Мы взяли барабанщиком Володю Маркина, очень техничного и перспективного, но, к сожалению, рано бросившего музыку. Группа называлась «Аквариум». У нас были американские гитары «Fender Telecaster» и «Precision Bass». Очевидно, музыка звучала совсем не плохо, и к нам толпами стекались слушатели со всего побережья.

   В 1980 году с отъездом Андрея Мисина в Москву (в данный момент он является востребованным композитором, пишет песни для Кристины Орбакайте и других артистов) группа «R.H.N» всем составом влилась в республиканский молодежный ансамбль «Гульдер». В 1981 году ансамбль Розы Рымбаевой «Арай» (Байгали Серкебаев, Булат Сыздыков, Есетжан Косубаев, Евгений Борисов) с концертами обслуживал XXVI съезд КПСС. Руководителем был муж Розы - Таскын Окапов - прекрасный музыкант, аранжировщик и дирижер, к сожалению, очень рано ушедший из жизни.

- Чем еще для вас примечательно то время?

   - С середины 80-х до начала 90-х у нас с Николаем Миклошичем был период так называемой ресторанной музыки. Днем работали по специальности - я был тренером, а Коля - инженером, а по вечерам выступали в ресторанах. Завершающим аккордом для меня стал один китайский ресторан города. Там был хороший коллектив: Михаил Ермолов - рояль (доцент кафедры теории и музыки Алма-Атинской консерватории, ныне живущий в Нью-Йорке), Гена Ким - гитара, вокал, Наджип Вильданов - клавишные и вокал. Нас приглашали за границу, но... наступили 90-е годы. Непонятные, смутные времена: распад СССР, полная анархия и вседозволенность. Большинство структур рухнули, музыка стала изгоем. Многие кинулись в коммерцию. И нас с Колей эта участь не миновала, о музыке пришлось забыть на 15 лет.

- 15 лет - немалый срок для того, чтобы забыть о музыке вообще. Как вам удалось вернуться после стольких лет молчания?

   - 4-го июня, на 50-летнем юбилее Коли Миклошича, мы с ним что-то пробренчали на гитарах и попели. На некоторых это произвело впечатление, и наш друг Радж Тасыбаев уговорил нас снова отдать свои души музыке, предоставил помещения для репетиций и выступлений.  В ноябре мы заиграли в две гитары под аккомпанемент компьютерных барабанов. Но неугомонный Радж привел на репетицию клавишника из Ташкента, Рафаэля Салихова. Он оказался первоклассным пианистом, отличным аранжировщиком, да еще и с академическим консерваторским образованием. За его плечами - работа во многих коллективах, в том числе и в группе «Ялла». Мы зазвучали по-новому, появился стимул и тяга к творчеству. Масла в огонь подлила и группа «Жетиген», давшая прекрасный ностальгический концерт, посвященный 30-летию со дня образования. Мы стали серьезно репетировать, совместно сочинили несколько, на наш взгляд, неплохих композиций. Нас услышали и стали приглашать на концерты. Многим нравится, что мы играем только живую музыку. Мы считаем нечестным открывать рот, пусть даже под свою собственную «фанеру», когда твой голос отполирован компьютерной программой.

- Не собираетесь расширяться?

   - К сожалению, у нас нет живого барабанщика, и это наш больной вопрос. В голове есть несколько кандидатур, но их фамилии настолько известны, что упоминать их просто неэтично. Нашему клавишнику приходится быть еще и барабанщиком, набирая треки на машинке.

- Петь вживую сегодня - дорогое удовольствие. Как у вас обстоят дела с техникой?

   - В далекие 80-е мы не имели возможности пользоваться тем звуком, который был необходим для исполнения и ушей. Не было качественной аппаратуры и инструментов. Сейчас же все доступно, и хочется сказать спасибо и назвать несколько фамилий бизнесменов, благодаря которым наши музыканты пользуются современной аппаратурой, инструментами и светом мирового уровня. Это компании «Samat Show Tehniks» - Михаил Романюк, «KZ Sound» - Сергей Казанник.

   В завершение хочется выразить особую благодарность нашему другу Булату Мергалиеву (основателю группы «Норд», самой популярной в начале 70-х в Алма-Ате, а также основателю и участнику нестареющего ансамбля «Жетиген») за его энтузиазм, преданность музыке, организаторские способности, за сплочение, в том числе и нашего коллектива «Кураж». Несмотря на свою занятость, являясь крупным предпринимателем, он выкраивает время для репетиций и вносит свою искрометную энергию в творческий процесс.

   Пользуясь случаем, хочу со страниц вашей читаемой и популярной газеты поздравить своего друга Булата Сыздыкова с приближающимся днем рождения. Пожелать ему как можно дольше находиться на подиумах эстрады, создавая неподражаемую атмосферу мелодичности, филигранности гитарных пассажей и вокального индивидуализма под названием «Мюзикола».

Индира Беркимбаева. Комсомольская правда - Казахстан. 18 июня 2005