![]() |
![]() |
Сегодня в нашей «Беседке» известный музыкант, фронтмен и бас-гитарист группы «Кураж» Евгений Борисов вспомнит, как все начиналось в далекие 70-е, как получилось так, что музыку пришлось забросить, и как спустя 15 лет начать все заново.
- Расскажите, как в вас проснулась любовь к
музыке?
- Все началось в начале 70-х. Тогда во всех
дворах в центре Алма-Аты собирались компании и
дружно орали песни под гитары. И мне показали
несколько аккордов, после чего я как по маслу
начал бренчать. Позднее попал на репетицию
кружка самодеятельности в КазНИИ
«СредАззернопроект». И как сейчас помню, меня
поразила аппаратура - она была просто
фантастической. Это были «BIG» и «Regent». Я был
потрясен. Этой самодеятельностью руководили
Виктор Филиппов - гитарист и Лев Савченков -
тромбонист оркестра Гостелерадио. Там пели и
играли талантливые ребята, в том числе и Юрий
Лоза, по совместительству работавший электриком.
Прослушав, меня взяли петь и играть на бас-гитаре.
Вот тогда и началось настоящее постижение азов
оркестровой музыки - благо, что у меня был опыт
игры на баяне. И мы стали ездить на торжественные
мероприятия.
- Наверное, много гастролировали…
- Да, было дело. Мы ездили на различные
«халтуры» и зарабатывали неплохие по тем
временам деньги. А в 1976 году целая когорта
талантливых музыкантов, таких как Андрей Мисин,
Николай и Владимир Миклошичи, Леонид Лещенко, я и
многие другие поступила в Музыкальное училище
имени Чайковского. Все мы стали усердно учиться,
и уже было не до гастролей. Мы дружим по сей день.
Параллельно с учебой в том же году Андрей Мисин
основал рок-группу «R.H.N». В состав команды вошли
братья Николай и Владимир Миклошичи и Вилли
Франк. Группа пользовалась огромной
популярностью у молодежи.
А меня и Юрия Лозу в 1977 году пригласил в
группу «Спектр» по тем временам очень
продвинутый певец и композитор Виктор Назаров
(ныне покойный). Виктор окончил иняз и у нас на
концертах, несмотря на все запреты, песни звучали
на английском языке. В основном это были
композиции собственного сочинения. Уже в те годы
Юра Лоза написал много хороших песен, некоторые
стали хитами, и любимы по сей день. С этой
программой мы объездили почти все области
Казахстана, передвигались на «Фурцевских
коробочках», жили в гостиницах барачного типа. В
одной из таких поездок мы пересеклись с группой
«Интеграл» из Усть-Каменогорска, которой
руководил ныне известный Бари Алибасов. Он
предложил нам с Лозой поработать в «Интеграле»,
но я отказался, поскольку нужно было сдавать
экзамены в Алма-Ате, а вот для Лозы это стало
своего рода трамплином.
- Вы не жалели о том, что отказались тогда от
столь заманчивого предложения?
- Нет!
- А чем для вас стали 80-е годы?
- 70-80-е были временем расцвета
алма-атинской поп и рок-музыки. Именно в это время
появились настоящие звезды, с которыми мне
посчастливилось общаться, дружить и
сотрудничать. Это - Байгали Серкебаев, Булат
Сыздыков, Андрей Мисин, Батырхан Шукенов, Сагнай
Абдуллин, Сергей Алмазов, Евгений Журкин, Тахир
Ибрагимов, братья Миклошичи, Саша и Леша Аблаевы,
Халил и Рифкат Даукаевы, Наджип Вильданов, Нурлан
Шарипов и многие другие. В 1979 году нас с Николаем
Миклошичем пригласили работать на Иссык-Куль. Мы
взяли барабанщиком Володю Маркина, очень
техничного и перспективного, но, к сожалению,
рано бросившего музыку. Группа называлась
«Аквариум». У нас были американские гитары «Fender
Telecaster» и «Precision Bass». Очевидно, музыка звучала
совсем не плохо, и к нам толпами стекались
слушатели со всего побережья.
В 1980 году с отъездом Андрея Мисина в
Москву (в данный момент он является
востребованным композитором, пишет песни для
Кристины Орбакайте и других артистов) группа
«R.H.N» всем составом влилась в республиканский
молодежный ансамбль «Гульдер». В 1981 году
ансамбль Розы Рымбаевой «Арай» (Байгали
Серкебаев, Булат Сыздыков, Есетжан Косубаев,
Евгений Борисов) с концертами обслуживал XXVI
съезд КПСС. Руководителем был муж Розы - Таскын
Окапов - прекрасный музыкант, аранжировщик и
дирижер, к сожалению, очень рано ушедший из жизни.
- Чем еще для вас примечательно то время?
- С середины 80-х до начала 90-х у нас с Николаем Миклошичем был период так называемой ресторанной музыки. Днем работали по специальности - я был тренером, а Коля - инженером, а по вечерам выступали в ресторанах. Завершающим аккордом для меня стал один китайский ресторан города. Там был хороший коллектив: Михаил Ермолов - рояль (доцент кафедры теории и музыки Алма-Атинской консерватории, ныне живущий в Нью-Йорке), Гена Ким - гитара, вокал, Наджип Вильданов - клавишные и вокал. Нас приглашали за границу, но... наступили 90-е годы. Непонятные, смутные времена: распад СССР, полная анархия и вседозволенность. Большинство структур рухнули, музыка стала изгоем. Многие кинулись в коммерцию. И нас с Колей эта участь не миновала, о музыке пришлось забыть на 15 лет.
- 15 лет - немалый срок для того, чтобы забыть о
музыке вообще. Как вам удалось вернуться после
стольких лет молчания?
- 4-го июня, на 50-летнем юбилее Коли Миклошича, мы с ним что-то пробренчали на гитарах и попели. На некоторых это произвело впечатление, и наш друг Радж Тасыбаев уговорил нас снова отдать свои души музыке, предоставил помещения для репетиций и выступлений. В ноябре мы заиграли в две гитары под аккомпанемент компьютерных барабанов. Но неугомонный Радж привел на репетицию клавишника из Ташкента, Рафаэля Салихова. Он оказался первоклассным пианистом, отличным аранжировщиком, да еще и с академическим консерваторским образованием. За его плечами - работа во многих коллективах, в том числе и в группе «Ялла». Мы зазвучали по-новому, появился стимул и тяга к творчеству. Масла в огонь подлила и группа «Жетиген», давшая прекрасный ностальгический концерт, посвященный 30-летию со дня образования. Мы стали серьезно репетировать, совместно сочинили несколько, на наш взгляд, неплохих композиций. Нас услышали и стали приглашать на концерты. Многим нравится, что мы играем только живую музыку. Мы считаем нечестным открывать рот, пусть даже под свою собственную «фанеру», когда твой голос отполирован компьютерной программой.
- Не собираетесь расширяться?
- К сожалению, у нас нет живого барабанщика, и это наш больной вопрос. В голове есть несколько кандидатур, но их фамилии настолько известны, что упоминать их просто неэтично. Нашему клавишнику приходится быть еще и барабанщиком, набирая треки на машинке.
- Петь вживую сегодня - дорогое удовольствие.
Как у вас обстоят дела с техникой?
- В далекие 80-е мы не имели возможности
пользоваться тем звуком, который был необходим
для исполнения и ушей. Не было качественной
аппаратуры и инструментов. Сейчас же все
доступно, и хочется сказать спасибо и назвать
несколько фамилий бизнесменов, благодаря
которым наши музыканты пользуются современной
аппаратурой, инструментами и светом мирового
уровня. Это компании «Samat Show Tehniks» - Михаил
Романюк, «KZ Sound» - Сергей Казанник.
В завершение хочется выразить особую
благодарность нашему другу Булату Мергалиеву
(основателю группы «Норд», самой популярной в
начале 70-х в Алма-Ате, а также основателю и
участнику нестареющего ансамбля «Жетиген») за
его энтузиазм, преданность музыке,
организаторские способности, за сплочение, в том
числе и нашего коллектива «Кураж». Несмотря на
свою занятость, являясь крупным
предпринимателем, он выкраивает время для
репетиций и вносит свою искрометную энергию в
творческий процесс.
Пользуясь случаем, хочу со страниц вашей читаемой и популярной газеты поздравить своего друга Булата Сыздыкова с приближающимся днем рождения. Пожелать ему как можно дольше находиться на подиумах эстрады, создавая неподражаемую атмосферу мелодичности, филигранности гитарных пассажей и вокального индивидуализма под названием «Мюзикола».